+7 (4922)305-150
г. Владимир
Пн - Пт с 10:00 до 18:00
Удивительное в камне

Удивительное в камне

 

Восхищение, радостное удивление, неустанное желание познавать дарит человеку извечная гармония мира камня.

Поражает природная огранка минералов. Совершенство и соразмерность форм, симметрия кристаллов – секрет их очарования. Римский ученый Плиний Старший в середине первого столетия новой эры писал о горном хрустале: «Почему он родится шестисторонним, тому трудно найти причину, тем более, что концы его неодинаковый вид имеют, и что гладкость боков его столь совершенна, что того никаким искусством произвести невозможно». Более полутора тысяч лет спустя великий немецкий поэт и натуралист И.В. Гете сказал  о кристаллах: «Гладкие столбики. Кто их гранил, блеск наводил, на концах заострил?»...

«Неужели они такие от природы?» - с восхищением восклицают при виде их дети и многие взрослые посетители минералогических музеев и выставок уже в наши дни. Да, от природы! В огненно-жидкой магме, в горячих струях растворов, сочащихся сквозь трещины горных пород, в клубах газов и паров, вырывающихся из жерл вулканов, происходит непрерывное движение частиц минеральных веществ. По мере подъёма расплавов, растворов или паров из земных недр, температура их постепенно снижается. Там, где движения земной коры приводят к образованию трещин, резко падает и давление. Так, возникают благоприятные условия для рождения кристаллов: частицы сближаются и, схваченные силами притяжения, замирают в наиболее устойчивых позициях, симметрично и закономерно выстраивая строгий пространственный узор – кристаллическую решетку. Именно она определяет четкую форму кубиков пирита, островерхих «башенок» горного хрусталя, дымчатого кварца или аметиста, «столбиков» берилла.

Но не меньше, чем форма, восхищают и завораживают краски минералов: оранжевая и красная, желтая и зеленая, голубая, синяя, фиолетовая… Лишь на мгновение они расцветают в радуге, а в минералах сохраняются навечно. Невозможно перечислить все оттенки красного, огнем полыхающие в рубине и гранате-пиропе, лиловатые – в гранате-альмандине, розовые – в родоните. Красновато-золотые «солнышки», «стрелы», «волоски» рутила в горном хрустале, золотисто-желтый берилл-гелиодор, лимонный кварц-цитрин – это лишь некоторые из многочисленных золотистых и желтых камней. Еще богаче оттенками, еще приятнее для глаза зеленые камни. Хризопраз – цвета яблочной мякоти, рисунчатый малахит – цвета летней листвы… Незаметными переходами связаны зеленые камни с голубыми. Голубой, лишь едва-едва зеленоватый берилл-аквамарин. Словно небо в зените, голубеет бирюза. От полдневной южной лазури до густой ночной синевы мерцает звездочками пирита лазурит. И, наконец, лиловые и фиолетовые камни – аметист и нежно-сиреневый чароит замыкают радугу самоцветов. Есть ещё дымчатый кварц, латунные пириты и множество камней рисунчатых, переливчатых, искрящихся разноцветными бликами.

Но, пожалуй, наибольшее удивление вызывают пейзажные камни: «…мощные смелые мазки природы на целых метрах сказочного камня, писавшей свои узоры в той замечательной гармонии красок, которую знает только великая палитра природы», - говорил о пейзажных яшмах академик А.Е. Ферсман.

У анонимного автора этих живописных шедевров не было кистей, его краски и линии – живое дыхание природы, след прошедших геологических процессов. Самые красивые яшмы, сложного рисунка, с выразительной красочной гаммой – свидетели длительной истории, многократного преобразования и деформации. Едва ли уступят по красоте яшмам несколько менее известные ландшафтные халцедоны и агаты. Подчас наш восхищенный глаз не только открывает в них очертания дерева или морской волны, но с изумлением угадывает фигуры животного, а то и человека.

К сожалению, эти замечательные творения природы невосполнимы. На их создание уходят миллионы и миллионы лет.

Поэтому для сохранения редких «цветов земли» созданы минералогические заповедники и многочисленные музеи.

Яшма.

«Я не знаю другого минерального вида, который был бы более разнообразен по своей окраске, чем яшма: все тона, за исключением чистого синего, нам известны в яшме, и переплетаются они иногда в сказочную картину», - писал крупнейший советский ученый академик А.Е. Ферсман. Своеобразны пейзажные яшмы: в полированных штуфах раскрываются подчас самые неожиданные ландшафты – от тончайших по колориту осенних пейзажей до таких поразительных картин, как «корабль во льдах». Происхождение яшмы трактуется неоднозначно: этим термином объединена большая группа измененных осадочных и вулканогенно-осадочных кремнистых пород, близких по химическому составу, но возникающих различными путями. Мельчайшие зерна кварца и часто остатки кремнистых раковинок радиолярий, а также примеси красящего пигмента – как правило, оксидов железа или марганца – цементируются в яшмах кварцем либо халцедоном.

Несравненное богатство палитры и фантастическое разнообразие рисунка камня, его превосходные физические свойства – твердость, прочность, способность принимать полировку – в сочетании с крупными размерами и большими запасами сделало яшму непревзойденным поделочным и декоративным камнем.

Агат.

Удивительна гармония цветовых оттенков, которой природа одарила этот камень. Образуются агаты в миндалинах вулканических пород – пустотах, оставшихся в лавах и туфах от заключенных в них газовых пузырей. Миндалины заполняются желеобразным коллоидальным кремнеземом (гелем), при раскристаллизации которого возникают ритмично повторяющиеся слои тонковолокнистого халцедона и белого кварца – разности кремнезема более грубого сложения. Тончайшие волоконца халцедона, словно сети, удерживают точечные включения пигмента и бывают окрашены в серые, розовые, коричневатые и другие тона.

Самые причудливые по рисунку агаты – пейзажные (ландшафтные). Сюжеты их создаются за счет включения в агат волокон халцедона, дендритов оксида марганца, мельчайших листочков хлорита и других зеленых минералов. Не меньшее восхищение вызывают агаты, таящие смутные образы сказочных существ. Такие картины щедро дарит нам удивительный камень агат, но, конечно же, в сочетании с нашей собственной фантазией.

Малахит.

Этот минерал окрашен в зеленый цвет различных оттенков. Узоры малахита возникают при полировке спила малахитовых почек, построенных из тончайших иголочек минерала, которые группируются в концентрические слоиОбразуется малахит в зоне окисления месторождений меди.

Родонит.

Цвет двух лепестков никогда не бывает вполне одинаковым, даже у роз, раскрывшихся рядом, на одном кусте. Так и у минерала родонита («родон» по-гречески – «роза»). Палитра родонита включает множество оттенков розового цвета, причем в нем могут соседствовать темно-малиновый и светло-коралловый, буровато-красный и бордо. Но самое удивительное в окраске минерала – это сочетание теплых розовых тонов с четким рисунком, словно наведенным черной тушью. Узор может напоминать контуры древесных ветвей или реки с притоками, а подчас возникает и «нерукотворный» пейзаж с силуэтами деревьев, фигурами людей и животных на фоне закатного неба. Создается такой узор дендритами оксидов марганца, образующимися в сплошной тонкозернистой массе родонита. Возникает этот минерал чаще всего при переработке осадочных карбонатных отложений в контакте с магматическими породами.

Чароит.

Природа не особенно щедра на фиолетовые камни, и когда был найден новый самоцвет с необычайно широкой гаммой фиолетовых тонов – от резкого чернильного до нежнейших оттенков фиалки, он сразу же завоевал симпатию. Удивительное впечатление производит сочетание редкостной окраски минерала и его рисунка: тонкопластинчатые кристаллы чароита переплетаются в стремительном струйчатом узоре, слагаю атласные «лепестки цветов» или замысловатые извивы, похожие на разметавшиеся пряди сиреневого шелка. В породе вместе с ним присутствуют и другие минералы, в частности, черные лучистые сростки эгирина и медово-желтые кристаллы тинаксита. Возник этот фиолетовый самоцвет на контакте щелочных магматических пород с карбонатными.